Скупой платит дважды: история о важности техподдержки сайта

0 12

В этой статье мы расскажем, к чему может привести отсутствие качественной техподдержки. И сколько времени потребуется, чтобы сайт снова заработал

Несмотря на важность качественной технической поддержки, многие до сих пор пренебрегают этими услугами и стараются на них экономить. На примере этого случая Светлана Пушкарь, руководитель технического отдела группы компаний «Медиасфера», расскажет, к чему может привести отсутствие квалифицированной поддержки сайта и сколько придется заплатить за восстановление ресурса.

Как это все началось

С клиентом, о котором пойдет речь, у нашего агентства давние отношения. В 2013 году он обратился к нам с просьбой создать сайт: каталог товаров, услуг и визитка — все в одном. Ресурс разработан на CMS 1С-Битрикс. 

Затем мы разработали проект и внесли различные улучшения. Клиент несколько раз обращался к нам для расчета стоимости небольших задач. Но затраты его не устроили, и он продал их другим подрядчикам. Заказчик также отказался от наших услуг технической поддержки. Как потом выяснилось, сайт обслуживался очень выборочно, разными фрилансерами — для экономии.

Первые «разговоры»  

Летом 2022 года «1С-Битрикс» выпустила официальное сообщение о взломе: необходимо было быстро обновить CMS до последней версии. Мы связались с клиентом и предложили ему свои услуги: стоимость работы (около 10 часов) + лицензия. 

В октябре 2022 года начались повторные взломы сайтов. Мы снова предложили заказчику сделать обновления. Кроме того, мы провели явную ревизию веб-сайта с предложениями по улучшению. Цена услуг увеличилась почти в два раза, как и количество часов работы. Ответа от клиента не последовало. 

Ферментация платит дважды: история о важности техподдержки сайта

Анализ и работа по «сохранению» ресурса 

В марте 2023 года веб-сайт клиента был сильно взломан, что поставило под угрозу 20 лет работы: 

  • панель администратора перестала открываться; 
  • страница стала полностью недоступна;
  • страницы, проиндексированные роботом Google, которые уже не работают.

Ферментация платит дважды: история о важности техподдержки сайта

В результате клиент был вынужден связаться с нами и попросить исправить ситуацию. Мы быстро подключились, чтобы понять, насколько все серьезно. И вот что мы сразу обнаружили:

  • Это старый безвирусный бэкап, который можно развернуть на «чистом» хостинге. НО!  
  • Клиент пытался обновить Битрикс самостоятельно. Но жаль, так как основные файлы были изменены во время работы фрилансера. 
  • Ферментация платит дважды: история о важности техподдержки сайта

    В этой ситуации у нас было 2 варианта:

    • объединить резервную копию с текущей версией;
    • почистите страницу и сравните с оригинальным дистрибутивом. 

    Была еще одна сложность: на хостинге клиента вместе с основным сайтом было несколько проектов, они тоже были заражены, но до сих пор работают. Пришлось сначала изолировать сайт на Битрикс от других, и исключить возможное заражение друг от друга

    Мы начали работу с выбора варианта №2 и для начала сделали следующее:

    • удалено рекордное количество вирусных включений ~ 60 000 штук; 
    • исправлена ​​ошибка, которая отображалась на страницах каталога; 
    • удалены модули, в которых отправлялись запросы на проникновение вирусов на сайт; 
    • файлы html_editor переименованы в _DISABLE;
    • создал архив безвирусного сайта; 
    • после анализа логов уязвимые скрипты были заблокированы.  

    Осталось создать архив сайта и обновить Битрикс. Если сайт не полностью обновлен, уязвимости сохраняются. На данный момент сайт работает.

    Страница обновлена, ошибки исправлены. Отчет о проделанной работе:

    • анализ — 2 часа; 
    • перенос сайтов с базой данных на другой хостинг — 3 часа; 
    • ручная очистка сайта от вирусов — 8 часов; 
    • обновление битрикса — 4 часа;  
    • устранение ошибок, связанных с обновлением версии PHP — 4 часа;
    • загрузить чистую версию и создать резервные копии — 2 часа; 
    • проверка — 1 час.

    Итог: 23 часа работы вместо 10, если бы клиент согласился на наше предложение по обновлению с лета 2022 года. 

    Что делать дальше

    С немалыми усилиями сайт был восстановлен в рабочем состоянии. Но при дальнейшем обновлении Битрикса возникнут проблемы: на сайте используются устаревшие модули, которые давно не обновлялись и написаны для PHP <7.1, а ядро ​​Битрикса уже требует PHP версии 8.1. 

    Необходимо проделать работу, чтобы исправить проблемы совместимости с новыми версиями PHP и позволить CMS обновляться без ошибок. Комплекс работ займет около 80 часов. Алгоритм такой: анализ — коррекция — тесты. И так до тех пор, пока страница не будет стабильно работать на PHP 8.1.

    Выводы

    Этот кейс наглядно показывает, что может быть (и скорее всего будет), если не поддерживать сайт должным образом и пытаться экономить на техподдержке. Теперь клиент должен наверстать все, что не было сделано за столько лет. И, конечно же, платить за это большие деньги. 

    Сегодня хакерские атаки продолжаются, и вирусы действительно могут «убить» сайт без возможности его безболезненного восстановления. Поэтому:

  • Регулярно обновляйте сайт и все его компоненты — это необходимо не только для корректной работы, но и для защиты от вирусов и атак.
  • Не пренебрегайте технической поддержкой: профессионалы точно знают, что нужно делать, как и в каком порядке. А более дешевые «выборочные» работы могут сделать страницу еще более уязвимой и привести к ошибкам в работе.  
  • Самостоятельные действия по видеоинструкциям (например, обновление) могут нанести еще больший ущерб и привести к дополнительным расходам.
  • Вы не экономите на ремонте автомобиля, содержании своего имущества? То же самое и с сайтом: если его поддерживать (обновлять и поддерживать) своевременно и качественно, серьезных и дорогостоящих «ремонтов» не потребуется.
  • Не забывайте о резервных копиях — это «вторая жизнь» вашего сайта на случай атак, вирусов и других проблем. 
  • Источник: www.seonews.ru

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.